Category:

РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ: "ФЛОТ БЕЗ КОРАБЛЕЙ. ВМФ РОССИИ НА ГРАНИ КОЛЛАПСА".

Главный парад ВМФ России.
Главный парад ВМФ России.

Наблюдая за сегодняшним состоянием дел на флоте тяжело провести общую оценку проведенной работы за последние несколько лет, поскольку существует множество фактов негативно сказавшихся на строительство и укрепления ВМФ , так и наоборот  сделавших его силы более оперативными с расширенными возможностями. Хотелось бы напомнить, что наш ВМФ как и вся Россия пережил тяжелые годы своего существования после 1991 года в связи с известными событиями, последствия которых мы ощущаем и по сегодняшний день. Были утрачены важнейшие базы и системы обеспечения действий сил флота, сократился его  численный и корабельный состав, опытные кадры часто покидали места службы, отдавая предпочтение в пользу гражданской жизни. В итоге к середине 1990-х годов ВМФ в мирное время понес потери сопоставимые разве что с войной. Лишь в начале 2000-х годов мы постепенно начали восстанавливать интенсивную боевую подготовку соединений флота, наращивать и оснащать кадровую базу, а также оживлять судостроительную военную отрасль. В наши дни приближаясь к 2020 году даже не специалисту в области военного дела ясно, что ВМФ России проходит переломный этап своей новой истории, который во многом определяет и устанавливает его дальнейшее развитие и перспективу. В данном случае речь идет об освоении личным составом новых типов и видов вооружений и техники, изучение и применение на практике новых организационных документов и директив боевой подготовки флота, строительство и испытания новых кораблей, судов и подводных лодок. Также изучается полученный опыт в недавних конфликтах с участием ВМФ в различных точках Мирового океана. Из истории мы знаем что подобные периоды не могут проходить гладко и как говорится без замечаний, да и сам ВМФ как оперативно-стратегическое объединение ВС РФ является настолько уникальным и сложным видом Вооруженных сил, что масштабные процессы по его перевооружению требует достаточно много времени для осуществления этих планов, поскольку в процессе их реализации возникают новые трудности, идеи, и устраняются ранее невскрытые проблемы. К сожалению не все это понимают, и как показывает практика в случае каких либо сдвигов сроков сдачи кораблей, переноса приема на вооружении новых комплексов ВМФ – тут же на страже стоит «желтая пресса” или так называемые элементы “пятой колонны”, которые как правило, не имея серьезных оснований или точной информации пытаются создать массу негодований в образе панических высказываний, заголовков сенсаций и тд. Зная эти вещи, я не мог не обратить внимание, на материал, опубликованный в ноябре 2018 года на сайте ”Военное обозрение” под названием “Флот без кораблей. ВМФ России на грани коллапса” ( привожу точную ссылку на статью https://topwar.ru/149232-flot-bez-korablej-vmf-rossii-na-grani-kollapsa.html) автор – Александр Тимохин. Думаю, будет правильным проанализировать данный материал в форме рецензии, потому привожу тексты статьи и развернутые комментарий по порядку:

1. Из статьи:  В настоящий момент в ВМФ двадцать две многоцелевых АПЛ и АПЛ вооружённых противокорабельными крылатыми ракетами (лодки с баллистическими ракетами не входят в это число). Двадцать третья – «Казань», недавно вышла на испытания и пока не боеготова. Из двадцати двух указанных АПЛ, числящихся в боевом составе, реально в строю только десять. Двенадцать лодок находятся в разных стадиях ремонта и модернизации, и перспективы их возвращения в строй весьма туманны. Состояние российской военной судоремонтной промышленности, к сожалению, не позволяет точно спрогнозировать даты, в которые ремонты и модернизации подводных лодок будут закончены. При этом несущие боевую службу корабли стареют и рано или поздно, тоже потребуют ремонта, а модернизация им нужна уже сейчас.

АПКР "Орел" проекта 949А Северного флота в Балтийском море.
АПКР "Орел" проекта 949А Северного флота в Балтийском море.

Ответ: Cогласно существующим оперативным документам корабль, или другая боевая единица зачисляется в состав ВМФ приказом ГК ВМФ России, и точно также исключается из состава ВМФ приказом ГК. Ровно также, единицы выводятся из состава сил первого эшелона, переводятся в различные стадии резерва ( их всего три) с разными степенями готовности и технического состояния. На основании этого сообщаю, что в составе ВМФ России АПЛ(ПЛАК) имеющих на вооружении КРМБ предназначенных в том числе для борьбы с кораблями числится 27 единиц а не 22 как указано в статье. Они действительно находятся в разных технических состояниях, часть проходит сейчас модернизацию, часть несет дежурства в базах другая выполняет задачи боевых служб. Несколько единиц выведены в резерв 3 категории и консервацию. По ним решения на данный момент не приняты. Насчет устаревания ( или как указывает автор – старения) кораблей так это нормальный физический процесс для любой единицы. Лодки первой линии регулярно проходят регламентные ремонтные работы (ПР,ППР и другие). Напомню, что 6 АПЛ на данный момент проходят ремонт с элементами модернизации ( речь идет о проектах 949А и 971). Что касается модернизации прямо сейчас( как указано в статье), так для такого заключения необходимого проводить фактические сравнения возможностей АПЛ ВМФ России и НАТО, ну хотя бы ориентируясь на открытие источники, чего в данном материалы конечно же сделано не было.

2. Из статьи: В первый и третий день нахождения сил в море с АС "Анненес" ("Аннейя") прилетал один "Орион", который, пролетев по какому — то "ломаному" маршруту, уходил обратно. Тот умный офицер, проанализировав, т.е. "наложив" на карту маршрут "движения" "Ориона" и, полученные с ПЛ, кальки их фактического местоположения на период "пролёта" "Орионов", делал однозначный вывод, что используя "Окно" либо что-то "другое", но оба раза все десять "поворотных" точек его фактической линии пути находились абсолютно точно над фактическим местом (на время пролёта) всех 10 (!) лодок. Т.е. в первый раз за 1 час и 5 минут, второй — за 1 час и 7 минут, один самолёт "накрыл" все 10 ПЛ. 

Ответ: для утверждений подобного рода необходима публикация этой карты пролета “Орионов” – чего естественно сделано не будет. Второе – на то и существует военно-морская разведка, которая осуществляет выявление районов полигонов где осуществляются развертывания сил ВМФ в мирное время в рамках боевой подготовки. Именно  у этих районов и дежурят постоянно противолодочные и другие силы противника. И где уверенность что ”Орион” обнаружил все 10 ПЛ? или это чисто предположение? Сброшенный буй не говорит о 100% обнаружении и идентификации объекта – это простейшие основы. 

3. Из статьи: Ещё пять лет назад ВМФ имел крупные силы истребителей, причём, в отличие от советских времён, вполне современных машин. МиГ-31 и Су-27, отремонтированные и в хорошем состоянии. Чем всё закончилось? Тем, что командование флотов просто-напросто угробило вверенные им авиачасти, не выделяя даже керосин на боевую подготовку. Достаточно сказать, что истребительные части ВМФ на Камчатке в 2015 году имели налёт не более 30 часов в год на человека – почти как в 90-х годах. И это когда уже шла война в Сирии. Офицеры штабов ВМФ открыто, не стесняясь, говорили, что без лётчиков и их проблем им было бы легче и проще служить. Итог закономерен – с 2017 года у флота забирают истребительную авиацию, и медленно, но верно переводят её «под крыло» вновь создаваемых армий ВВС и ПВО. Сначала через это прошёл Северный флот, а в 2018 году – Тихоокеанский. Это, безусловно, спасло авиационные соединения для будущего, вот только отладить нужный уровень взаимодействия между надводными кораблями и авиацией теперь не получится. Впрочем, этим и раньше никто не занимался.

Ответ: Напомню, что с 2015 года в ВМФ России реализуется программа поставки в части и соединения МА ВМФ новейших многоцелевых истребителей Су-30СМ. Всего до 2022 года в планах передать флоту около 40 единиц данного типа. В основном они будут нести службы в составе соединений МА ЧФ и БФ. Отдельно сообщаю, что с 2019 года на Северном флоте будет создан отдельный полк на базе перехватчиков Миг-31, сейчас идет модернизация всей линии базовых противолодочных самолетов Ил-38 и вертолетов Ка-27ПЛ. Что касается нужного уровня совместных действий МА и кораблей – так эти элементы отрабатываются на каждом из флотов до 5-6 раз в год в рамках боевой подготовки. Кстати стоит сказать, что и авиация ВКС часто принимает в этом активное участие.

Звено новейших истребителей Су-30СМ МА Черноморского флота!
Звено новейших истребителей Су-30СМ МА Черноморского флота!

4. Из статьи: Относительно неплохо выглядят дела в морских штурмовых авиаполках. Полки летают, тренируются, получают на вооружение новые Су-30СМ. Вот только потенциал этой платформы никто даже и не пытается реализовать. Если в ВВС Индии Су-30 уже пускают тяжелые сверхзвуковые ПКР «Брамос», то в России никто не пытается вооружить морские Су-30СМ аналогичными по параметрам «Ониксами», хотя это решение позволило бы резко нарастить ударные возможности полков, и дать им возмо

Пуск ракеты Х-35 с борта Су-30СМ МА ЧФ
Пуск ракеты Х-35 с борта Су-30СМ МА ЧФ

жность атаковать современные боевые корабли, не входя в их зону ПВО. 

Ответ: Напомню, что в апреле 2018 года у берегов Сирии прошли учения ВМФ России. В рамках данных учений истребитель Су-30СМ МА ЧФ осуществил уничтожение корабля-мишени путем применения крылатой ракеты Х-35. Есть ли еще вопросы по этому поводу?

5. Из статьи: В настоящий момент в строю ВМФ тридцать один корабль ближней и дальней морской, а также океанской зон (за вычетом неходовых кораблей, которые в море уже не выйдут, но ещё не выведены из боевого состава). Кроме пяти корветов проекта 20380 и четырёх фрегатов (три 11356 и один 22350), все они были заложены ещё при СССР. Из этого количества десять кораблей сейчас на ремонте, включая единственный авианосец. Фактически в настоящее время Северный флот может вывести в море пять надводных кораблей 1-го и 2-го ранга, включая два крейсера, Черноморский – пять СКР и фрегатов, Тихоокеанский – шесть, включая один крейсер, Балтфлот – один СКР проекта 11540 и четыре корвета проекта 20380. 

Ответ: Напомню, при проведении современных операций в море флот использует разнородную группировку сил, начиная от малых кораблей 3 ранга и до крупных 1 ранга. В этой связи каждая группа ( единица) имеет свою задачу и предназначение, а потому делаем вывод что в море флот выводит все действующие силы при необходимости, а не делает упор на крупные корабли. Время линкоров и броненосцев прошло, современный бой достаточно скоротечен, а потому главной силой здесь выступают ракетные удары, то есть их носители и количество + точность данных разведки, оперативность и тд. Если мы говорим об основных (ударных  и других) кораблях ВМФ которые сегодня способны выйти в море и  несут БД ( берем в расчет 1,2 ранга, а также РКВП,МРК,МПК и ракетные катера) то в численном составе картина следующая: СФ- до 15 единиц, ТОФ – до 25 единиц, БФ – до 22 единиц, ЧФ – до 25 единиц, КФЛ до 10 единиц. И как здесь можно было посчитать 31 единицу?? При этом это постоянно дежурные силы, не забываем про силы резерва различных категорий, временных ремонтов и тд, которые в угрожаемый период приводятся в готовности за установленные сроки. 


Учения сил Кольской флотилии Северного флота.
Учения сил Кольской флотилии Северного флота.

6. Из статьи: Ту же группировку ВС РФ в Сирии ими уже особо не защитить, вблизи Хоккайдо или Шпицбергена не повоевать. Те же новые МРК проекта 21631, отметившиеся пусками «Калибров» имеют очень ограниченную мореходность, и не имеют ни ПВО, ни средств ПЛО, или хотя бы противоторпедной защиты. 

Ответ: Нужно научиться различать понятие ограничение по мореходности корабля и ограничение по применению оружия корабля. Здесь разнятся цифры. Насчет ПВО стоит изучить матчасть, ну в частности комплексы Дует и Гибка, это все же ПВО ближней зоны, и оценивать его в ноль как минимум непрофессионально. Насчет средств противоторпедной защиты – так все же имеется ГИП-1 пусть и более устаревший образец. Опять же нужно учить матчасть. 

7. Из статьи: Флот лишён противоминных сил полностью. Современных тральщиков нет, безэкипажных средств, необитаемых противоминных аппаратов и другой потребной для борьбы с минами техники почти нет. То, что строится, зависит от продукции «Звезды» с одной стороны или не отвечает современным требованиям с другой. Минирование акваторий вблизи военно-морских баз приведёт к тому, что корабли и подлодки окажутся там просто-напросто заперты, «расчистить» им выход сегодня нечем. Только отправлять на мины боевой корабль или многоцелевую ПЛ, чтобы «пробить» коридор человеческими жизнями. Ну что же, англичане на Фолклендах готовились так делать, мы ведь не хуже их, правда? 

Ответ: Куда же делись почти 40 минно-тральных кораблей ВМФ России которые сегодня несут службу на разных флотах?. Нет спору, что 80% принятых в состав флота тральщиков это еще советские проекты. Но есть ведь и принятый в 2008 году МТЩ проекта 02668, два новейших тральщика 12700 типа ”Александрит” принятые в последние годы. Кто в современной войне допустит подход группы тральщиков к нашим базам и развертыванию операции по минированию? Подход группы тральщиков к берегу противника это скорее первичные операции еще царских времен, но не сегодня

8. Из статьи: Зачем-то построена серия небоеспособных и непригодных для ведения боевых действий «патрульных» кораблей проекта 22160. Их позиционируют как антипиратские, но корабль такого водоизмещения не может работать в Индийском океане – есть риск, что из-за волнения на море он не сможет принимать обратно на борт свои лодки и вертолёты с морскими пехотинцами.

Ответ: Небоеспособным корабль может быть определен в случае получения серьезных повреждений, в случае уничтожения, или в случае переоборудования его с последующим демонтажем всего вооружения. Антипиратскими их могут позиционировать люди далекие от понимания морского дела. Потому 22160 уже являются боеспособными. Второе – серия 22160 это специальный проект современных патрульных кораблей для Черноморского флота. В связи с тем, что Черное море в последние годы является постоянным районом дежурства ВМС НАТО – в мирное время ЧФ необходимо осуществлять слежение за этими силами, чем и будут заниматься 22160.  Здесь также стоит отметить, что 22160 несет на вооружении ДШК и БПЛА. Оперативный район Черного моря позволяет на большинстве побережья противника осуществить высадку МД, в этих операциях в том числе особая роль будет отведена кораблям проекта 22160. 

                                                                 Итог.

Я лишь решил ответить на ряд вопросов которые затронуты в данном материале. По большому счету можно привести факты и информацию практически на каждое предложение в этой статье. Однако, думаю и выше изложенного будет достаточно. Видим, что лучше все же изучить матчасть перед тем как браться за описание нашего ВМФ, тем более с такими паническими заголовками. В этом отношении настоятельно рекомендую серьезно не относиться к материалам данного плана. 

Артем Балабин. Февраль 2019. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic